История кружева

Есть ли на свете более красивый и более утонченный материал, чем кружево? Он покоряет своим изяществом и элегантностью. А между тем его практически всегда плели крестьянки или монахини, когда носили лишь аристократы.

Первый прообраз кружева появился в Древнем Египте. Фараоны украшали свою одежду тонкими и узкими полосками ажурной ткани. Затем  греки переняли эту технику для декорирования своих тог скрученными нитями.

Кружево в том виде, каким мы его привыкли видеть сегодня, появилось лишь в  XV - XVI веке. А родиной ему является Италия.  Флоренция, Милан, Венеция, Генуи – известные «кружевные» провинции. Редкий турист уедет из этих мест без ажурного сувенира.

 Современное кружево получается при переплетении нитей относительно друг друга не зависимо от основы. При этом используются материалы разной природы - и лен, и хлопок и, конечно же, шелк.  Именно в таком виде его начали изготовлять в XV веке ко двору монархов.

Рассвет моды на кружево пришелся на XVI век.  Тогда Карл V даже ввел преподавание кружевоплетения в церковных  школах. Сначала этим материалом просто украшали края одежды – манжеты и воротники. Ведь до этого их декорировали вышивкой, что было не совсем удобно. С появлением кружева воротник можно было легко оторвать и пришить новый. При этом кардинально менялся облик костюма.

 Одно время в моде были острые кружевные полотна в одежде. Затем их сменили широкие круглые воротники из ажурной ткани. Но с течением времени декор становился все более лаконичным и скромным.

С XVI века кружево широко использовалось для украшения интерьеров. До сих пор известны французские растительные мотивы на тонком тюле и нежные салфетки, покрывающие столы и будуары.

А между тем, плетение ажура всегда было вредным производством.  Его изготовление происходило в сырых подвалах, чтобы кудель не пересыхала. А самое невесомое и нежное кружево выплеталось детскими руками. Потому что справиться с тонкой нитью могли только маленькие пальчики.

 В Европе к 1613 году кружево становилось популярным до того, что местная аристократия тратила на него целые состояния. Поэтому Людовик XIII в то время издал указ о запрете использования этого материала. Но люди все равно не отказывались от него, порождая контрабанду и спекуляцию.

На Руси тоже любили кружево и искусно его плели, правда, в меньшем объеме. Со временем оно меняло форму с плоского на объемное и обогащалось национальными рисунками, мотивами и орнаментами. А к XVII веку рубаха, украшенная кружевом,  стала неотъемлемой частью приданного.

В XIX веке на смену ручному труду пришли фабрики. Тогда появился тончайший гипюр, который и по сей день пользуется популярностью и имеет не высокую цену. Что сделало кружево доступным не только аристократов, а для приобретения такого материала теперь не приходится закладывать целые состояния.